ИСТОРИИ ДЗЕН, ПРИТЧИ, ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ

История дзен: Два монаха и женщина

Монахи давали обет никогда не смотреть прямо на женщину, и тем более не прикасаться к ней. Поэтому некоторое время они стоялив замешательстве.

Затем, не говоря ни слова, старший монах поднял женщину на руки, перенес ее через реку, и осторожно опустил на землю. После чего монахи продолжили свой путь.

Младший монах был удивлен и возмущен до глубины души. Он буквально потерял дар речи, так он был ошеломлен произошедшим. Прошло несколько часов, прежде, чем он, едва сдерживая негодование, выпалил: «Нам не позволяется даже смотреть на женщин, как ты мог нести ее на своих руках!»

Старший монах посмотрел на него и ответил: «Брат, я оставил ее там, на другом берегу реки, а ты все еще несешь ее с собой!»

-

В этой простой истории дзен дается одна из чудесных мудростей о жизни в настоящем моменте. Как часто мы годами носим в себей наши прошлые переживания - страдания и обиды, боль, негодование и гнев. В то же время, единственный человек, которому мы действительно причиняем боль, это мы сами.

Мы все время прокручивам в своей головеи и бесконечно возвращаемся к прошлым ситуациям, глубоко переживаем периоды жизни, слова и поступки других людей (особенно касающиеся нас). Мы никак не можем оставить эти моменты в прошлом, отказаться от всего, что нам мешает и разрушает нас. Из-за этого мы страдаем от головных болей, бессонницы, переедания или недоедания, нервных расстройств.

Все это не дае нам сосредоточиться на настоящем. Все эти тяжелые мысли - груз, тянущий и тянущий нас вниз. Из-за него мы не можем взлететь, быть легкими, весело смеяться, наслаждаться моментом. Мы так отягощены этими переживаниями и думами, что когда приприходит счастье, близкий друг, удача, просто хорошее натсроение - мы не в состоянии их увидеть, заметить, почувствовать и встретить.

 

Простая и уже слегка заезженная мысль "живи здесь и сейчас" - это все, что у нас есть, все, что когда-либо будет, все, чем мы можем по-настоящему наслаждаться.

Притча дзен: Небеса и ад

"Я - самурай", - ответил воин.

Дзенский мастер, посмотрел самураю прямо в лицо и с презрением в голосе заговорил: "Самурай? Да ты похож на нищего! Ты неотесанный и грубый оборванец! Такой как ты не заслуживает ответа. Да, и сказать-то мне тебе нечего, так как ты все равно не поймешь ни слова! Иди отсюда, у меня нет времени на глупые вопросы."

Самурай не мог вынести таких оскорблений. Охваченный яростью, он обнажил свой меч, чтобы немедленно отрубить голову монаху.

Глядя прямо в глаза самурая, мастер дзен нежно заявил: «Это ад».

Самурай застыл. Он понял, что гнев захватил его, парализовав разум. Его сознание в один миг создало свой собственный ад - тот, который полон гнева, обиды, ярости, негодования, агрессии и ненависти. Он понял, что в момент погрузился в свои переживания так глубоко, что был готов убить кого-то.

Глаза самурая наполнились слезами. Он вложил меч в ножны, сложил ладони перед грудью и склонился перед мастером в благодарном поклоне.

Мастер дзен произнес: «А это рай».

Патанджали. Йога-сутры. III.9

Комментарий Б. К. С. Айенгара

Обуздание, или, говоря иными словами, дисциплинирование сознания, достигается через наблюдение и изучение мгновений тишины, которые наступают в промежутках между возникающими и нарастающими впечатлениями, с одной стороны, и нашим импульсом усмирить их, с другой. А так же в промежутках между этим импульсом и зарождающейся новой мыслью.

 

Чувственное вовлечение порождает привязанность и желание, фрустрацию и гнев. Не работая с этим, все больше идя на поводу у чувств, человек в конечном итоге теряет всякую ориентацию, и его разум разрушается. Сочетая техники ямы, ниямы, асаны, пранаямы и пратьяхары, мы учимся контролю. Это техники обуздания, подчинения ментальной дисциплине нашего сознания.

Соблюдение дисциплины сознания и действий приводит нас к обретению внутренней свободы, избавляя от тирании времени и от иллюзии, что время абсолютно.

Коан Дзен. Вступительная речь Ло Шаня

Войдя к нему господин Мин Ван сказал: «Учение самого Будды было, должно быть, таким же, как Ваше сегодня» (говорится об учении Будды на горе Градхаркута). Ло Шань ответил: «Я думал, что учение чуждо Вам но сейчас я понял, что Вы имеете некоторое представление о Дзен».

 

Отрывок Комментария Нёгена:

 

Монастырь растет медленно и незаметно, как и деревья и кустарники вокруг него. Мастер, монахи и человек, на средства которого построен монастырь, лишь бросают семена, но им никогда не доведется видеть плоды своих трудов. Так почему же им не наслаждаться, посвятив настоящее время медитации?

Джалал ад-Дин Руми

* * *

 

Настоящее богатство

и торный путь к успеху

обнаруживаются в том деле,

Которое приходит к тебе

После полного поражения и уничижения.

Откажись от дела, не обладающего реальностью:

прислушайся, старый осел,

найди себе пира!

Пусть никто, кроме пира не будет твоим владыкой и кормчим –

не старик вращающихся небес, батюшка-время,

а пир праведного наставничества.

Вот что требуется:

смирение себя, а не долгие труды;

бесполезно метаться в заблуждении.

Отныне я не буду искать пути

к высшим небесным сферам:

я буду искать пира,

я буду искать пира, пира, пира!

Пир – это лестница в Небо:

что заставляет стрелу лететь? –

Лук.

* * *

 

Искатель сказал сам себе:

«Если б я знал подлинную природу

пребывания в Боге, разве я бы отправился

на поиски Его? Но это знание

неотъемлемо от странствия: это знание не приобретается размышлениями,

как бы проницательны они ни были».

* * *

 

Подлинно верующий

подобен лютне,

которая исторгает музыку

лишь когда пуста.

Как только она наполняется,

менестрель откладывает ее.

Не наполняйся, ибо сладостно

прикосновение Его руки.

Опустошись и прибывай счастливо

меж двух Его пальцев,

ибо «где» опьянилось вином «нигде».

ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ

блог Марии Мароли

+ 7 903 243 32 42  | e-mail |  Екатерина - менеджер