• Мария Мароли

Введение к книги Идриса Шаха "Учиться как учиться"


Учтите чужие неудачи, чтобы другим не пришлось учитывать ваши.

– Саади, Розовый сад 13-й век


Когда верблюд ваших усилий увязает в грязи,

не все ли равно – далеко или близко до цели?

– устад Кхалилуллах Кхалили, четверостишия, 1975


Этот мир не имеет бытия, он лишь аллегория:

От края до края его великолепие – только фарс и игра.

– Шабистари, Тайный сад 13-й век




По странному и непонятному мне стечению обстоятельств, подавляющее большинство людей сегодня рассуждает примерно следующим образом: для того, чтобы стать инженером, математиком, физиком – необходимо обучаться минимум 5-6 лет в институте, чтобы стать действительно стоящим специалистов в своей области, необходимо продолжить обучение еще несколько лет в аспирантуре, затем в магистратуре, написать и защитить множество работ в своей области, и конечно, опыт, опыт и опыт. А вот для того, чтобы стать специалистом в цигун, йоге, дзен или даосской алхимии – достаточно позаниматься пару лет и все понятно, можно даже преподавать!


Не странно ли: биохимик учится минимум 6 лет в ВУЗе, а алхимиком человек называет себя после пары проведенных ритуалов; или, к примеру, на диетолога учатся 5-6 лет, а специалистом по аюрведе считают себя через несколько месяцев единичного курса; астрономом – 6 лет многочасового обучения и исследований, а астрологом – через год-два (в лучшем случае) трех-часовых курсов 2 раза в неделю!


Причем так думают и те, кто не собирается обучаться этим предметам, и те, кто хочет учиться.


Это одна из первых ошибок, которые мешают людям трезво подойти к изучение такой науки как даосская алхимия. Ошибка, из-за которой годы спустя после начала изучения, люди не приходят ни к чему стоящему (по их мнению), разочаровываются в учении, а то и в себе самих.


Кроме этого существует еще одна из основополагающих ошибок, грустные последствия которых обнаруживаются далеко не сразу. Я говорю об убеждении современной западной культуры в том, что существует лишь одна форма обучения – специализированные институты, где главным методом обучения является передача знаний вербализированным способом. Подобное мнение и отношение к обучению являются крайне ограниченными и ограничивающими, особенно если речь касается знаний о человеке и мире – с любой очке зрения на эти предметы. Тех, кто их придерживается, делают самих себя непригодными к пониманию по тем же причинам, что и деревенщина из одной суфийской истории, когда тот не мог получить пользу от своей тарелки жидкого супа, потому что «в супе должна быть гуща».

Речь идет об интеллектуализированном и поэтому слишком буквальном способе мышления современных западных людей, которые не пробуя других способов, тем не менее наотрез отказываются признавать их и продолжают настаивать на своем – ограниченном, но, по их мнению, самом продвинутом, самом лучшем и правильном, так и не получая никакой пользы от «жидкого супа».

Зашоренный ум, убежденный лишь в своей правоте, попытки получить новые знания лишь прежними, привычными для себя способами, - отказ от этого есть первое условие к обучению. Именно об этом говорится и в одной из самых известных дзенских историй, где ученый попросил мастера дзен научить его искусству дзен, а мастер в ответ продолжал наливать чай в его переполненную чашку.


Обе эти ошибки, которые человек допускает в самом начале пути, и продолжает культивировать эти свои воззрения на такие серьезные и глубочайшие науки как алхимия или дзен, приводят к невозможности осуществлять трезвый анализ действий своих собственных, действий учителя/инструктора, анализ изменений своего поведения, мироощущения в связи с полученным новым опытом/знанием.

Просмотров: 1Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все