• Мария Мароли

Притча дзен: Небеса и ад

Пост обновлен 5 дек. 2020 г.



Однажды отважный и многое повидавший в жизни самурай решил обратиться к мастеру дзен с вопросом "Есть ли на самом деле ад и рай".

"Кто ты", - спросил мастер.

"Я - самурай", - ответил воин.

Дзенский мастер, посмотрел самураю прямо в лицо и с презрением в голосе заговорил: "Самурай? Да ты похож на нищего! Ты неотесанный и грубый оборванец! Такой как ты не заслуживает ответа. Да, и сказать-то мне тебе нечего, так как ты все равно не поймешь ни слова! Иди отсюда, у меня нет времени на глупые вопросы."

Самурай не мог вынести таких оскорблений. Охваченный яростью, он обнажил свой меч, чтобы немедленно отрубить голову монаху.

Глядя прямо в глаза самурая, мастер дзен нежно заявил: «Это ад».

Самурай застыл. Он понял, что гнев захватил его, парализовав разум. Его сознание в один миг создало свой собственный ад - тот, который полон гнева, обиды, ярости, негодования, агрессии и ненависти. Он понял, что в момент погрузился в свои переживания так глубоко, что был готов убить кого-то.

Глаза самурая наполнились слезами. Он вложил меч в ножны, сложил ладони перед грудью и склонился перед мастером в благодарном поклоне.

Мастер дзен произнес: «А это рай».



Беспристрастность - основная буддийская добродетель. В буддизме невозмутимость означает ум, который пребывает в гармонии, несмотря на стрессовые и сложные ситуации. Буддийские монахи описывают беспристрастность как ясность сознания, спокойствие ума, состояние внутреннего равновесия, которое не может быть расстроено приобретением или потерей, почетом или оскорблением, похвалой или обвинением, удовольствием или болью.


Разумеется, нам, в современном мире, немного сложно представить или добиться такого состояния сознания. Многим подобные вещи могут показаться даже абсурдными и вызвать вопросы, протест, или негодование. Но все же есть в них и зерно истины. Очевидно, что в спокойном состоянии мы рассуждаем более трезво, более здраво, мы видим ситуацию объективнее и целостно, мы действуем более целенаправленно и обдуманно.


Эта притча говорит нам о том, что мы приближаемся к мудрости и добродетели (забытое сегодня слово, да?)), сохраняя невозмутимость и спокойствие. И удаляемся - попадая под влияние эмоций, неконтролируемых чувств и мыслей. Такими чувствами движет в первую очередь наше эго, переживания о том, как о нас думают окружающие, какое мы производим печатление на других людей. Соответственно, если мы будем меньше зацикливаться на подобных мыслях, мы будем более спокойны и лучше сохранять внутренний баланс.


Кроме этого, притча показывает нам то, каким образом мы сами ткем себе паутину, которая ведет нас все гдубже и глубже в бездну - если мы культивируем в себе реакции гнева, ярости, агрессии, ненависти, зависти, трусости, обиды.


И самое главное - она показывает нам путь, каким образом этого избежать, начать двигаться в обратном направлении, к свету, к радости, безмятежности, радости. Этот путь - не активные действия, которые мы обязаны совершить, или не совершить (что порой еще труднее), а всего лишь осознание. Осознание - есть корень решения проблем. Начните просто осознавать свое поведение. Просто наблюдение за собой, осознание своих поступков - является первым и главным шагом.


Смотриет, что происходит с самураем, когда он всего лишь осознал свое поведение: он застыл, он понял, он заплакал, он осознал свою ошибку.


Больше ничего не надо делать. Слова, или правильные решения, сами приходят на ум после осознавания.


Возможно, новое видение придет не сразу, но это нормально. Сначала нужно просто остановиться, увидеть себя сос тороны. Этого достаточно.


Интересно, что традиция дзен не оперирует понятиями ада или рая. И, конечно, идея притчи не в том, что ад - это плохо, а рай - хорошо. Посредством этих понятий дзен лишь ведет нас к пониманию открытого сердца и открытого сознания - для любого определния, или любой традиции. Только соблюдая такую беспристрастность ко всему мы сможем понять, что независимо от того, что происходит вокруг, мы всегда стоим посреди открытого пространства. И только благодаря невозмутимости мы можем видеть, что все, что приходит к нам, все, что входит в наш "круг", здесь только для того, чтобы научить нас тому, что нам пора узнать"


Просмотров: 7Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все